В мае 2022 году исполняется 20 лет с момента выхода на ПК ГТА 3. Keep Game решила вспомнить, почему геймеры так полюбили серию игр ГТА.
Начало
В 1998 году два брата Дэн и Сэм Хаузер вместе со своим одноклассником Терри Донованом и ещё парой ребят основали компанию Rockstar (кто не знает, это создатели ГТА). И если бы братья воплотили в жизнь свою первую мечту (в молодые годы они были одержимы хип-хоп сценой), то возможно, мы никогда не увидели бы серию игр ГТА, а слушали бы сейчас легендарные песни группы Rockstar.
Сэм и Дэн Хаузеры
«В 1998 и 1999 годах мы заявляли всем, кто готов был нас слушать, о том, что миссия Rockstar, это создание уникальных, мощных и интересных Видеоигр для массовой продажи, сочетая качественную графику и захватывающий геймплей. Некоторые смеялись над нами за наше высокомерие, а большинство людей просто игнорировали нас», — вспоминает молодые годы Дэн Хаузер на вручении премии Bafta.
Однако, в 2001 году, когда появился новенький процессор Pentium 4, Википедия, Windows XP, а на экраны вышла первая часть Гарри Поттера и Властелина Колец, компания Rockstar выпускает ГТА 3 (правда пока для PlayStation 2). Для персональных компьютеров игра стала доступна только в мае 2002 года.
Первоначальная концепция ГТА 3
Релизная версия ГТА 3 очень сильно отличалась от той, которую придумали авторы и это не братья Хаузеры. Там целая игровая Санта-Барбара: два парня Дейв Джонс и Майк Дейлли были основателями компании DMA Design. Они придумали ГТА 3 и в качестве издателя выбрали компанию BMG Interactive, в которой на тот момент работали Дэн и Сэм Хаузер. Позже игровое подразделение этой компании приобрела Take-Two Interactive. После этого Донован и Хаузеры переехали в Нью-Йорк и создали Rockstar, которая также стала подразделением Take-Two Interactive.
А вот название Grand Theft Auto придумали уже братья Хаузеры. Изначально игра называлась Race ‘n’ Chase и открытый мир был условный. Игрок мог проложить путь от точки А в точку Б, но свободы выбора и миссий не было. Вместо этого предлагалось три режима: гонка, гонка на выживание и ограбление банка.
Были и другие интересные изменения, например, бело-голубые полицейские крейсеры были перекрашены в черно-белые, дабы не наводить тень на доблестную полицию Нью-Йорка. А Австралийское правительство потребовало от разработчиков удалить возможность восстановления «здоровья» посредством секса с проституткой. Кое-кому из чиновников не понравилось, что, удовлетворив основной инстинкт, игрок мог хладнокровно прикончить жрицу любви и забрать все деньги, вывалившиеся из коченеющего трупа.
Кстати, разработчики воспользовались тем, что жанр игры довольно провокационный и не дожидаясь высказываний борцов за нравственность, сделали ход конем — сами обратились к известному публицисту, тем самым привлекая дополнительное внимание к игре. Чёрный пиар, тоже пиар.
Но, несмотря на недовольства и скандалы, ГТА 3 вышла в релиз и продавалась в пять раз лучше, чем её предшественники. И это не удивительно, полностью трёхмерная игра со свободой выбора, открытым миром и сменой погоды производила потрясающее впечатление на игроков 2000-х.
Vice City
Деньги лились рекой и уже в октябре 2002 года состоялся релиз второй игры из серии ГТА — ГТА Vice City. На ПК она, также как и первая часть, вышла позже — в мае 2003 года. И сразу получила титул самой продаваемой игры 2002 года и одной из наиболее прибыльных компьютерных игр в истории.
Прототипом города Vice City стал Майами. Многие элементы игрового мира были заимствованы из фильма «Лицо со шрамом» и популярного американского телесериала 80-х «Полиция Майами».
В озвучке за кадром фигурировали такие таланты, как Деннис Хоппер в роли захудалого режиссера порнофильмов, Берт Рейнольдс в роли коррумпированного земельного барона и Филип Майкл Томас, который, кстати, наиболее известен ролью полицейского под прикрытием в телесериале «Полиция Майами». Он озвучивал в игре коварного помощника главного героя. А диалог для персонажа Кэнди Сьюкс записала порнозвезда Дженна Джеймсон.
Пасхалки
Разработчики не просто вдохновились сериалом “Полиция Майами” и фильмом “Лицо со шрамом”, но и оставили в игре несколько “пасхалок”, связанных с ними. Например, на 3-звездочном уровне розыска или выше игрока преследуют два полицейских под прикрытием по имени Крекер и Баттс, которые сильно напоминают Сонни Крокетта и Рикардо Таббса — главных персонажей телесериала. Помимо этого в игре присутствуют несколько транспортных средств и оружия, взятых из сериала (катер Скуало, спортивный автомобиль Стингер, короткоствольный дробовик, и пистолет-пулемёт Мак 10).
Спортивный автомобиль «Стрингер»
Особняк, который становится поместьем Верчетти, и клуб Малибу оформлены в стиле локаций из фильма “Лицо со шрамом”. Заключительная миссия игры отражает конец фильма. В обоих случаях на главного героя нападает армия головорезов в их особняке, что приводит к большой перестрелке и даже сам Томми Версетти унаследовал многие черты характера от персонажа Аль Пачино: его вспыльчивый характер, тяжелые отношения с торговлей запрещёнными веществами и желание подняться на вершину.
Помимо этого, в городе есть потайная квартира, в которой ванная комната забрызгана кровью и лежит бензопила — еще одна отсылка к «Лицу со шрамом», где была сцена пытки бензопилой.
Также в Vice City очень много пасхалок из других фильмов, например, в игре можно приобрести многоквартирный дом Hyman condo – отсылка к персонажу фильма «Крестный отец 2» Хаймену Роту.
Скандал
Однако, не смотря на успех второй части ГТА, не обошлось без скандала. Через несколько месяцев после выхода, игру признали самой унизительной видеоигрой для женщин. Скорее всего из-за наличия проституток и взаимодействия с ними. В связи с этим в Австралии игра подверглась цензуре и получила пометку «MA15+», что означает (только в сопровождении взрослых и для детей, не моложе 15 лет). Но уже в следующей части ГТА, разработчики отнеслись к женщинам внимательнее.
San Andreas
В октябре 2004 года Rockstar выпустили ГТА San Andreas. Это пятая по счёту и третья трёхмерная игра во франшизе. В этой части появилось много новых возможностей. Герой научился плавать, нырять, перелезать через ограждения, свободно управлять камерой из автомобиля, устанавливать маячок на карте, грабить жилые дома и многое другое.
В игре присутствует около 200 транспортных средств. Для сравнения в Vice City их около 80. Ну и слово “fuck” появилось в ГТА впервые именно в San Andreas. Для того, чтобы разработчиков больше не обвиняли в том, что их игра призывает плохо обращаться с женщинами, появились “знакомства”, где игрок, чтобы произвести впечатление на девушку, должен изучить её вкусы, сделать своему персонажу причёску и гардероб, которые ей нравятся, купить цветы, отвезти в ресторан.
В отличие от предыдущих игр серии, San Andreas это вполне реальный город в Калифорнии. Более того, после выхода игры, газета Calaveras Enterprise написала статью о том, что в этом городе действительно есть Карл Джонсон. Все три города виртуального штата срисованы с реальных калифорнийских мегаполисов: Лос-Сантос очень похож на Лос-Анджелес, Сан-Фиерро как бы намекает на Сан-Франциско, а Лас-Вентурас правдоподобно копирует Лас-Вегас.
Конечно, не обошлось без пасхалок и юмора. Например, сеть закусочных Burger Shot основана на популярной сети Burger King. А в пустыне есть интересный камень, который под определённым углом похож на х… ну вы поняли.
Горячий кофе
9 июня 2005 года Rockstar опубликовали пресс-релиз, в котором сообщали о том, что Take-Two оштрафовали на 7,5 миллионов долларов из-за расследования, которое показало, что компания показывала далеко не все доходы от продажи игр.
А в это время, геймер из Нидерландов Патрик Вилденборг написал в своём блоге о том, что открыл скрытую сцену в компьютерной версии San Andreas. Парень нашёл так называемый “Горячий кофе” — откровенную секс-мини-игру, скрытую в исходном коде. Он выпустил мод, что изменило кульминационную последовательность миссий знакомств, показав, что происходит за закрытой дверью после того, как ваш персонаж получает приглашение в дом своей девушки. И вы не просто смотрите — это интерактивно. Нажмите клавишу Shift, чтобы переключить сексуальные позиции; нажмите клавиши вверх и вниз, чтобы надавить на таз вашего аватара. Высокие баллы присуждаются за то, что девушке понравилось.
Игры GTA получили оценку M (зрелые), что эквивалентно рейтингу R для фильма, то есть, подростки до 17 лет допускаются только в сопровождении взрослых. Если бы San Andreas содержал откровенный сексуальный контент, это повысило бы его рейтинг до AO (только для взрослых), а это смертный приговор, так как большинство розничных продавцов отказываются продавать игры с таким рейтингом.
Компания Rockstar настаивала на том, что это дело рук хакеров, но блогер утверждал, что они тут не при чём.
“Код сценария, модели, анимация и диалоги оригинальных озвучивающих актеров были созданы Rockstar”, — написал он на своем сайте.
Пресса вскоре подтвердила, что это не было работой мододелов, опубликовав инструкции о том, как получить доступ к сцене с помощью чит-диска и серии кодов в оригинальной версии игры для PlayStation 2. Возможно, сцена была создана каким-нибудь сотрудником в качестве шутки и по ошибке оставлена в конечном продукте. Возможно, это было сделано недовольным программистом. Этого мы уже не узнаем.
Одно можно сказать точно: этого никто не должен был видеть. Компании часто оставляют неиспользованное программирование в своих играх. Так как прочесать миллионы строк кода, искоренить каждый нежелательный элемент (а затем убедиться, что удаления не нарушают что-то еще) стоит очень дорого и отнимает много времени. Обычно дешевле просто спрятать его так, чтобы он был недоступен для игроков, полагая, что ни у кого не будет времени и сил охотиться за ним. Но если у игроков GTA что-то и есть, так это время и энергия.
В итоге Rockstar подтвердила, что игра теперь имеет рейтинг AO. Сделала патч для версии на ПК и отозвала все копии с полок магазинов — это обошлось им в 25 миллионов долларов. После чего, игру переиздали с удаленным оскорбительным материалом.
Тем не менее, на волне этой истории на компанию посыпалась куча судебных исков. В Нью-Йорке, например, 85-летняя бабушка потребовала 5 миллионов долларов в качестве компенсации ущерба после того, как поняла, что подарок, который она купила своему 14-летнему внуку, содержал скрытое порно.
Новая старая игра
В октябре 2021 года с цифровых площадок исчезли три легендарные игры серии ГТА: ГТА 3, Vice City и San Andreas. Rockstar собственноручно удалила игры, чтобы дать им вторую жизнь и в ноябре 2021 года выпустила все три игры в едином издании под названием Grand Theft Auto: The Trilogy – The Definitive Edition.
Разработчики обещали новую систему управления в духе GTA V, улучшенную стрельбу и управление прицеливанием, полностью перестроенную систему освещения с улучшенными тенями, погодными эффектами, детализацией деревьев, поддержку разрешения 4к и т.п.
Обойдётся ли в этот раз без скандалов покажет время.